Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Пятница, 18.01.2019, 12:49                                                                                                                                                                                                                                                Главная | Регестрация | Вход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Какой предмет Вам нравится изучать в нашей школе?
Всего ответов: 243
Форма входа

Уникальное сооружение

      В 1965 г. в городе Донецкe И. Каракисом как автором проекта (привязка к местности — арх. В. И. Волик, А. П. Страшнов, П. И. Вигдергауз, мозаичные композиции — худ.  Г. И. Синицы, В. И. Зарецкого и А. А. Горская) проектируется и строится Экспериментальная школа № 5 — Культурно-спортивный центр на 2032 учащихся. Здания экспериментальной школы укреплены, а общая вместительность зданий павильонного типа рассчитана на 2032 места. Расположена школа на берегу реки Кальмиус (в квартале № 9 на территории бывшей Семеновки).

 


      Проект школы состоит из комплекса учебных павильонов которые объединены актовым залом, спортзалом и переходами. Комплекс включает восемь одноэтажных павильонов с пятью классами в каждом, всего 40 классов. Каждый павильон имеет свой внутренний дворик который предназначается для время препровождения на переменах, а также для учебы в летнее время. Перед главным фасадом располагается двухэтажный учебный блок в котором находятся мастерские, лаборатории, кабинеты, административные помещения и столовая. Два двухэтажных здания находятся в центре восьми одноэтажных зданий объединяя комплекс в цельный объемно-пространственный организм.


      Здание школы планировочно разделяется на отдельные секции которые разделены исходя из возрастных группы учащихся. Так же, расположение планировки классов и двориков сделана таким образом, чтобы окна каждого из классов выходили в свой собственный дворик изолированный от следующего павильона, чтобы один урок не мешал другому. Также в школе Каракиса впервые занятия были организованы таким образом, чтобы длительность уроков была различна у учащихся разных возрастов.
      Комплекс также имеет другие новаторские решения планировки и интерьера такие как выход во двор прямо из классной комнаты, коридоры оборудованы вентилированными шкафами, расширенные окна для улучшенного освещения, парты трансформирующиеся с подъемными сидениями. Место учителя находится на приподнятом пьедестале, классы оборудованы умывальником с электросушилкой.
      Однако главным в планировке интерьера школы было пропорциональное соотношение между плоскостью стен, потолка, пола, формы дверных и оконных проемов. Также большое внимание уделялось цветовому сочетанию оборудования, организовывающего школьное пространство, и отделочных материалов. Вестибюль, который первым приветствовал посетителей школы, был решен более парадно, где прямо за колоннами располагались две широкие лестницы, возле которых декоративной решеткой огражден подиум с бассейном.
      Оформление интерьера было сделано следующим образом: масляная окраска стен имела серовато-голубой цвет, на полу в мозаичном виде был использован цемент разных цветов. В лабораториях с рекреационными залами для расширения интерьера вместо наружных стен использовались столбы с полным остекленением. Столовая визуально была разделена колонами на три радела с большим центральным проходом посередине и столами, расположенными в боковых разделах. Удобные восьмиместные столы сделаны со специальными пазами, предназначенными для подвешивания табуреток. Сделано это для того, чтобы облегчить складирование и перемещение мебели и освобождения места. Облицовка стен в столовой выполнена из цветной глазурованной плитки.
      Интерес­ную объемно-пространственную композицию всего комплекса красочно дополня­ет серия монументально-декоративных панно, расположенных на торцах классных блоков, а также на главном фасаде школы, обращён­ном к набережной реки Кальмиус:

    

      Строилась школа в новом микрорайоне у самого Кальмиуса – на месте былой Семеновки.

Каракис был назначен главным архитектором проекта, к работе над которым были привлечены лучшие архитекторы Донецка – Павел Вигдергауз, Альвиан Страшнов и Владимир Волик. Областное и городское начальство приняло решение – в новом районе строим по-новому. На дворе стояла середина 60-х, шла к своему завершению так называемая оттепель, одной из примет которой было неудержимое стремление общества к новому, к обновлению во всем – литературе, технике, архитектуре, наконец. То было поэтическое время надежд и мечтаний народа, пережившего совсем недавно страшнейшую из войн в истории человечества. Вместе с тем в моду входили новые же технологии и стили жизни. Каракис и его донецкие коллеги замахнулись выстроить нечто такое, что коренным образом преобразовало бы и учебный процесс в школах, и несло в себе революционные идеи в гигиене школьника и педагога, развивало бы свободу мышления, восприятия и вкусы тех, кто зданием будет пользоваться.

      И вышла у них пятая школа – объект своеобразный, чтобы не сказать неповторимый. Теперь дадим его описание, приведенное по горячим следам журналом «Строительство и архитектура»: «…комплекс сооружений, состоящий из восьми одноэтажных и двух двухэтажных корпусов. В одном из двухэтажных корпусов размещены лаборатории, кабинеты физики и химии, производственные мастерские, библиотека, пищеблок и административные помещения. Второй двухэтажный корпус состоит их двух гимнастических залов с душевыми и раздевалками, актового зала на 360 мест, радиоузла и теплового пункта. Все восемь одноэтажных блоков одинаковы по своему объемо-планировочному и конструктивному решению. Каждый имеет пять квадратных в плане классов, учительскую и санузел. Отдельное расположение классных блоков обеспечивает дифференцированный процесс обучения (в каждом блоке продолжительность урока может быть различной). Классные блоки имеют свои благоустроенные игровые дворики». 


Те, кто строил

      О здании этой школы можно рассказывать долго, при его возведении было применено немало строительно-технических новшеств. Но лучше мы несколько слов скажем о строителях, которых обычно забывают назвать. Генеральным подрядчиком на строительстве было СУ №3 треста «Донецкжилстрой № 1», чьи специалисты к тому времени получили немалый опыт на сложных объектах и в работе с новыми материалами и технологиями. Оно же организовало работу субподрядчиков. Инженерное оборудование комплекса выполняли строительные управления трестов «Строймеханизация», «Сантехэлектромонтаж», «Донецкспецстрой» и «Донецкдорстрой». Отделочные работы на себя взяли сотрудники специализированного отделочного управления Донецкжилстроя № 1. Насколько умело все было сделано, говорят два факта – школа была построена за 10 месяцев вместо 18 по плану, а фактическая стоимость объекта составила 901 тысячу рублей при смете в 994 тысячи. 

 Главное - рекреация

      В 1967 году автор проекта Иосиф Каракис не успевал давать интервью по поводу экспериментальной донецкой школы. Еще бы, ведь такой нигде больше не было на просторах огромного СССР. Естественно, его спрашивали, почему он спроектировал вместо привычной школы в несколько этажей малоэтажное здание. Иосиф Юльевич отвечал следующее:

- В школах, возведенных по типовым проектам, классные комнаты размещаются во всех трех или четырех этажах. На переменах дети с верхних этажей не успевают выходить на открытый воздух, так как вся перемена уходит на опускание и поднимание по лестнице, одевание и раздевание верхней одежды. Одноэтажная и частично двухэтажная структура экспериментальной школы позволяет на уровне земли разместить 40 классных помещений. Это дает возможность обеспечить связь каждой классной комнаты с двориком, куда летом непосредственно из классной комнаты, а зимой через тамбур, расположенный в конце каждого из восьми блоков, школьники могут выходить за 1-2 минуты. Кроме того, возведение малоэтажных школ имеет и ряд других преимуществ: экономия на объеме зданий, применение в строительстве простых конструкций из местных строительных материалов. Если учесть, что школа построена над горными выработками и на рельефе, стоимость ее получилась не дороже двух обычных школ такой же вместимости.

      В целом учебный комплекс был готов еще в 1965 году. К лету 1966-го за школу взялись художники-монументалисты, что подарило этому совсем неординарному зданию еще одну черту его уникальности. 


Григорий Синица и бригада Зарецкого

      Монументальное искусство тогда в Украине только входило в силу. И его безусловным лидером мы видим самобытнейшую фигуру – Григория Синицу. Человек редкой судьбы, он обладал огромным творческим потенциалом. Коллеги из Союза художников считали Григория Ивановича самым образованным человеком в своем кругу. Ему суждено было осуществить революцию в искусстве, создать не только новую живопись, построенную на колористической основе, но и изобрести новую монументальную технику – флоромозаику. Ее суть – в сочетании материалов флоры и фауны различной фракции.

Столица же Донецкого края тогда как магнитом притягивала творческих людей, которым здесь «светило» не только достойное вознаграждение за труды, но и возможность экспериментировать. Впрочем, чего уж там «магнитом» - хозяева города и области Дегтярев, Миронов, Шульгин создавали художникам условия наибольшего благоприятствования.

      На пятой школе Каракис посоветовал местным властям использовать таланты Синицы и его учеников и соратников. Сказано – сделано. Григорий Синица, как пишет киевский искусствовед Олег Адамович, создал серию художественных эскизов мозаичных панно, а талантливый художник Виктор Зарецкий создал бригаду художников (к этому занятию его привлекла жена, Алла Горская, монументалист по профессии), воплотивших эскизы в жизнь. Заглавным стало панно «Прометеи» на фронтоне школы. Откликнувшись на его появление, выдающийся украинский художник Василий Касиян писал, что в Донецке бригада художников под руководством Г. Синицы создала замечательные мозаичные картины в духе народного творчества. Перечислим всех, кто в бригаде Зарецкого работал: Надежда Светличная и Александр Коровай (оба работали на школе еще в 1965 году), Алла Горская, Галина Зубченко, Геннадий Марченко, Иван Кулик, Василий Парахин.

     

 
 
 
Поиск
Дата, время
Архив записей

Copyright MyCorp © 2019